«Яндекс. Такси» или водитель/собственник машины?
«Яндкекс.Такси» представляет собой электронную площадку, на которой водители, имеющие собственное транспортное средство (нанятые собственником ТС) соединяются с лицами, желающими совершить городские поездки.
В пользовательском соглашении сервиса «Яндекс» он позиционирует себя как информационный посредник т. е., как владелец агрегатора информации.
По закону о защите прав потребителей агрегатор несет ответственность только за достоверность информации.
Но я считаю, что «Яндекс.Такси» является, по сути, транспортной компанией, а для водителей такси/собственников машин — работодателем.
Так, именно Яндекс формулирует условия их работы, требования к водителям и машинам; принимает плату за услуги такси от пассажиров, перечисляя ее часть водителям за вычетом своего вознаграждения; именно Яндекс страхует ответственность водителей и пассажиров; может отключить водителей от сервиса Яндекс (по сути уволить).
Такой же подход уже сформирован Европейским Судом, который еще в 2017 году признал американскую компанию Uber Teсhnologies Inc. транспортной или работодателем для водителей, отклонив ее мнение о том, что она является всего лишь информационным посредником.
По нашим законам вред, причиненный работником, возмещает его работодатель (п.1 ст.1068 Гражданского кодекса).
То есть, если Яндекс.Такси будет признан транспортной компанией/работодателем водителей, значит и возмещать вред от ДТП должен Яндекс.Такси, а не водитель или собственник машины.
В России уже есть аналогичная судебная практика кассационных судов, которые взыскивают ущерб с Яндекс.Такси. Но есть и противоположная практика.
Поэтому если вам или вашим близким причинён вред здоровью в такси, знайте, что требовать его возмещения можно и нужно именно с Яндекса и подобных ему компаний, а не водителя или собственника машины.
Последних еще найти нужно, а после этого может отказаться, что ни денег не другого имущества для возмещения они не имеют.